Девальвация рубля и спад экономики привели к повышению тарифов на добровольное страхование автомобилей (каско). В некоторых компаниях полисы подорожали и вовсе в полтора раза. Увеличению расходов страховщики обязаны и либерализации законодательства, направленного на защиту прав автовладельцев.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за последний год тарифы на каско выросли на 28%, причем основной скачок – почти на четверть – был зафиксирован в апреле. Хотя снижение рентабельности добровольного автострахования в Северной столице наблюдается уже не первый год: сейчас в выплаты уходит более 80% собранных средств, тогда как еще в 2012 году – всего 67%. У компании «Согласие» в Петербурге выплаты почти в 1,9 раза превысили сборы, убытки по каско зафиксированы у Страховой группы МСК, «Ингосстраха», ВСК и других крупнейших участников петербургского рынка.

Свободному рынку – свободные цены

В отличие от ОСАГО тарифы на каско не регулируются государством. Их рост ограничивается рыночной конкуренцией, но демпинговать страховщики не могут из-за увеличения расходов.

В первую очередь на убыточность всех «моторных» видов страхования повлияло изменение валютного курса. Ведь почти 99% деталей даже в автомобилях, собираемых в окрестностях Северной столицы, импортные, то есть закупаются за евро и доллары. И с начала года они подорожали на 23–37%. В итоге средний рост тарифов на каско по региону, по оценке руководителя группы Управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс Страхования» Антона Горбачева, составил 10–15%.

«В условиях стагнации рынка страховые компании прилагают серьезные усилия для снижения убыточности. Увеличение тарифов позволяет частично компенсировать рост стоимости запчастей. Оно меньше, чем изменение курса, так как на стоимость ремонта влияют не только цены запчастей, но также и расходы на оплату труда мастеров. Цена нормочаса изменилась не так значительно», – поясняет Антон Горбачев.

По его словам, существеннее всего подорожали полисы для автомобилей марок с особенно дорогими запчастями, то есть представительского класса, а также для традиционно сложных сегментов – для водителей-новичков и автомобилей с большим сроком эксплуатации.

Руководитель департамента по страхованию имущества и автострахования группы «УралСиб» Мария Барсова также указывает на большой разрыв в ценах на полисы для молодых и опытных водителей. «Средний тариф на каско в Санкт-Петербурге для 20-летних водителей российских автомобилей – чуть выше 19%, а для имеющих стаж в 15 лет и более – всего 8%. Если водитель хочет сэкономить, он может выбрать услуги или продукты со скидкой: телематику, франшизу, выбрать только «угон». Главное, подойти осмысленно и не гнаться за дешевизной», – рекомендует Барсова.

Плохая обстановка

По словам первого заместителя генерального директора страховой компании «АСК» Юрия Берхмана, рынок каско сокращается, так как уменьшился приток новых продаваемых автомобилей.

«Вместе с этим снижается и количество страхователей, готовых платить высокий тариф по договору каско. Вероятно, рынок будет использовать страховые продукты со значительными франшизами и более «бюджетными» программами по сервисному наполнению. Кроме того, происходит эскалация технологических и маркетинговых наворотов – на нашем рынке уже представлены автомобили с фарами стоимостью более 200 тысяч рублей. Сколько должен стоить полис страхования на такой автомобиль? Все больше и больше неремонтопригодных узлов и агрегатов, и, как следствие, ремонт автомобиля все затратнее и все чаще просто нецелесообразен», – констатирует Берхман.

«Рынок каско в Санкт-Петербурге переживает не лучшие времена, – признался журналисту «Водителя Петербурга» глава дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – На фоне спада продаж автодилеров наблюдается недостаток новых клиентов. Общеэкономическая ситуация, дополненная изменениями курсов доллара и евро, приводит к росту стоимости услуг в рамках каско и, соответственно, к увеличению тарифов».

Эти выводы подтверждаются статистикой Банка России, который является регулятором в том числе и страхового рынка. Так, по итогам первой половины этого года сборы по каско в Петербурге выросли всего на 3%, тогда как выплаты – почти на 18%.

Все на благо человека

Снижению рентабельности страхования автомобилей поспособствовало и изменение законодательства. Так, в октябре Банк России утвердил единые стандарты добровольного автострахования.

«Главная идея – синхронизировать процедуры заявления убытков по каско и ОСАГО в тех случаях, когда применим европротокол, то есть без участия сотрудников ГИБДД. Но, к сожалению, благая идея имеет и обратную сторону – значительные послабления оказались на руку мошенникам. В результате обязательства страховых компаний значительно расширены, тогда как новых прав у них не появилось», – констатирует Княгиничев.

Также страховщики жалуются на повышение грамотности клиентов – автовладельцы теперь знают, что утеря ключей и брелков вопреки прописанным в договорах многих компаний условиям не является основанием не выплачивать возмещение за угнанное транспортное средство. Благодаря тому, что частных клиентов признали потребителями страховых услуг, автовладельцы могут не платить госпошлину, подавать иски в суды по месту жительства, взыскивать штрафы за уклонение от мирного урегулирования спора, жаловаться в Роспотребнадзор и так далее.

В то же время судебная статистика не подтверждает бурного роста споров. Число частных исков к страховым компаниям в Петербурге за год действительно увеличилось в полтора раза, причем, как и прежде, 94–95% из них полностью или частично удовлетворяются. Но общий размер взысканной суммы вырос всего на 6%, или 11,6 миллиона рублей, что составляет всего лишь тысячную долю всех выплат по каско.

Справка

Общий объем рынка каско в Санкт-Петербурге в первом полугодии превысил 13 млрд рублей. Средняя годовая стоимость полиса добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков оценивается Росстатом в 38,2 тысячи рублей.

Источник: Водитель Петербурга, 24.11.14

Автор: Нетупский П.