Министерству финансов придется полностью переписать подготовленный по поручению и с учетом рекомендаций вице-премьера Ольги Голодец законопроект о деятельности финансовых институтов. На него поступило разгромное заключение от Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Делать это нужно срочно – согласно правительственному плану, уже в марте проект закона должен быть внесен в Госдуму.

 

В распоряжении «Известий» оказались экспертные заключения на подготовленные Минфином проекты федеральных законов о деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в РФ и о внесении изменений в закон о негосударственных пенсионных фондах, в которых содержится резкая критика качества подготовленных документов.

Суть заключения за подписью председателя Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Вениамина Яковлева в том, что названные законопроекты в их нынешнем виде усложняют «и без того крайне запутанное законодательство о пенсионном обеспечении», еще больше затемняют природу отношений между учредителями пенсионной программы, финансовым институтом и выгодоприобретателями, а их авторы пренебрегают элементарной юридической логикой. К тому же проекты федеральных законов не коррелируют с существующим пенсионным и трудовым законодательством. В связи с этим Совет при президенте отказывается их поддерживать.

Законопроект о финансовых институтах Минфин внес в правительство 4 декабря, на заседание правительства он будет вынесен в марте, уточнили в пресс-службе Минфина. Согласно утвержденному премьер-министром Дмитрием Медведевым плану законопроектной деятельности правительства в 2013 году, законопроект о деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в РФ должен быть внесен в Госдуму в марте. Таким образом, финансовому ведомству придется в срочном порядке переписывать документ.

Поручение подготовить законопроект о финансовых институтах дала Ольга Голодец, его основные положения формулировались Минфином и согласовывались с заинтересованными ведомствами, уточнили в пресс-службе Минфина. Законопроект допускает на пенсионный рынок страховые компании – они наряду с НПФ смогут привлекать средства граждан для финансирования пенсионных выплат. Предполагается, что появится новый орган, который консолидирует функции регулирования работы НПФ. Планируется ввести риск-ориентированный надзор. В пояснительной записке говорится, что разработка законопроекта связана «с необходимостью повышения уровня пенсионного обеспечения», его принятие и реализация «позволит обеспечить переход на новый качественный уровень функционирования пенсионного рынка». Вступить в силу законопроект должен с 1 января 2014 года.

Поправки в федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах устанавливают обязательное членство НПФ в саморегулируемых организациях (СРО). В настоящий момент СРО являются добровольными объединениями. Теперь же на их создание потребуется разрешение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Заключение Совета при президенте содержит целый ряд конкретных претензий к двум названным законопроектам. Проект закона о фининститутах регулирует те же отношения, что и 75-ФЗ о НПФ, используя, однако, для этого совершенно новые понятия и термины, говорится в заключении. Например, действующий термин «пенсионная схема» заменяется термином «пенсионная программа», термин «пенсионный взнос» – на термин «взнос по пенсионной программе», термин «вкладчик» – на термин «учредитель пенсионной программы», «пенсионный договор» – на термин «договор о пенсионной программе» и т.д. Неясен механизм восстановления прав физлица в случае нарушения финансовым институтом договора о пенсионной программе. Не проработан вопрос, касающийся видов пенсионных программ. Нет в проекте и определения содержания договора о пенсионной программе – прав и обязанностей сторон и последствий их нарушения. В проекте имеется множество норм, которые содержат внутренние противоречия или носят декларативный характер. Кроме того, непонятно, что будет с ныне существующими пенсионными схемами.

Заключение Минюста, имеющееся в распоряжении «Известий», также переполнено указаниями на огрехи законопроектов. Например, в них появляется словосочетание «биометрические риски», которое в действующем законодательстве не используется, формулировка «прямой действительный ущерб», которая стараниями авторов законопроекта о НПФ перекочевывает из уголовного и трудового права в гражданское.

Совет при президенте обращает особое внимание на то, что закон должен быть совершенно конкретен и ясен, поскольку он адресован прежде всего российским гражданам, подавляющее большинство которых не имеет юридического образования и не знакомо с организацией и экономикой пенсионного обеспечения. В нем не должны использоваться абстрактные и условные формулировки, требующие длительной расшифровки, говорится в заключении.

Источник: Известия, 17.01.13

Автор: Ушакова Д.