19 февраля совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова распределило полномочия по регулированию, контролю и надзору на финансовых рынках между Банком России и правительством. В части пенсионных фондов контроль полностью достанется ЦБ – в ведении правительства останется только Пенсионный фонд РФ. Также ЦБ будет регулировать все коммерческое страхование. За Белым домом останется только обязательное медицинское страхование и страхование военнослужащих, по которым последней инстанцией выступает бюджет. Споров на рынке такое решение не вызвало – его участники сходятся на том, что результаты «покажет время», а единый регулятор лучше двух.

 

На вчерашнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждали распределение полномочий будущего единого регулятора. Изначально предлагалось сохранить за правительством все нормотворчество в части обязательного страхования (речь идет об ОСАГО, обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов и др.), а все виды добровольного страхования отдать под контроль ЦБ. Однако Игорь Шувалов предложил альтернативный вариант разделения полномочий создаваемого за счет включения ФСФР в подчинение ЦБ единого регулятора. Первый вице-премьер предложил разделить виды страхования не по обязательности, а «по экономическому принципу». В секретариате господина Шувалова пояснили: все виды страхования, которые строятся по канонам классики экономики страховщиков, должны отойти к ЦБ, а те, где страховщики выступают по сути агентами правительства (ОМС, страхование военнослужащих и т.п.), останутся в ведении правительства. По словам представителя первого вице-премьера, новые виды страхования в этой логике распределятся по той же схеме – «коммерческое» страхование, предполагающее оценки рисков и создание резервов, будет попадать в ведение ЦБ, а «квазистрахование», по которому последней инстанцией выступает бюджет, – под контроль Белого дома. Этот вариант и был поддержан участниками совещания.

Ту же логику Игорь Шувалов предложил применять и в распределении между единым регулятором и Белым домом полномочий по регулированию управления пенсионными накоплениями граждан. Так, полномочия по регулированию деятельности НПФ в части добровольного пенсионного страхования, накопительного пенсионного страхования отойдут мегарегулятору («единому регулятору в рамках ЦБ», поправляют в правительстве), а за Белым домом останется контроль Пенсионного фонда (ПФР). На вопрос «Ъ», получит ли ЦБ полномочия по контролю Внешэкономбанка в части управления деньгами «молчунов» (сохранивших накопительную часть пенсии под управлением государственной УК), в секретариате господина Шувалова сказали, что «вопрос так детально не рассматривался, но в общей логике принятых решений эти полномочия должны отойти к единому регулятору».

В ВЭБе «Ъ» заявили, что улучшение контроля надзорных функций в госкорпорации «приветствуется». Поддерживают предлагаемую конфигурацию и в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). «Как на самом деле будет, покажет время. Регулирование пенсионных фондов в РФ было двояким – в нем был и финансовый, и социальный аспект. Сейчас ставится точка в статусе: НПФ – это финансовая организация», – заявил «Ъ» советник президента НАПФ Валерий Виноградов. Он пояснил: «Ранее регуляторы не могли договориться – из-за этого во время кризиса в 2008 году потери фондов составили в среднем 30%. А во время дефолта 1998 года они не потеряли ничего – тогда ими занималась одна инспекция при Минтруде, в течение нескольких часов решившая вопрос о перекладывании активов фондов».

Участники вчерашнего совещания называют выводы собрания «рабочим моментом» и утверждают, что окончательная конструкция по распределению полномочий внутри мегарегулятора еще не ясна. Тем не менее распределение полномочий по экономическому принципу будет протокольно зафиксировано и на заседании рабочей группы в Минфине будет рассмотрено с целью включения в законопроект. По словам собеседника «Ъ», присутствовавшего на совещании, остается проработать решения по менее масштабным вопросам, к примеру, техосмотр – в настоящее время ФСФР проверяет страховщиков на предмет соблюдения закона о ТО, но нет определенности, будет ли эта обязанность закреплена в новой конструкции за ЦБ.

Нет окончательного решения и в вопросе существующего бюджета ФСФР. По словам информированного источника «Ъ», тема сейчас изучается. «Смета ФСФР устанавливается на год (законом о бюджете. – «Ъ»), а переход службы под контроль Банка России произойдет в третьем-четвертом квартале. Тогда же будет происходить окончательный расчет с уходящими сотрудниками. Вероятнее всего, «хвостов» не останется. По крайней мере переводить в ЦБ бюджетные средства, закрепленные за ФСФР, не планируется», – говорит собеседник «Ъ». Отметим, что такой подход позволит Минфину сэкономить и 17,2 млрд руб., заложенные в проект госпрограммы «Развитие финансовых и страховых рынков и создание международного финансового центра» до 2020 года на содержание службы.

Источник: Коммерсантъ, №31, 20.02.13

Авторы: Гришина Т., Сапожков О.