Большинство клиентов приходит к страховщикам за программами страхования загородной недвижимости.

 

Приморский край с точки зрения природно-климатических и прочих условий для проживания, может быть, не самый сложный регион в стране. Но тем не менее жители его регулярно сталкиваются с последствиями природных явлений или пожаров, приводящих к порче или потере имущества. Наиболее тяжелые случаи связаны, как правило, с потерей жилья. Цивилизованным инструментом защиты в этой ситуации традиционно является страхование.

Рынок страхования недвижимости растет сегодня за счет естественного спроса, отмечают в компании «Ингосстрах». Динамика этого вида страхования стабильна – несколько лет наблюдается рост на уровне 14% ежегодно. Заметный интерес к страхованию проявляют владельцы загородных домов и коттеджей.

«Большинство клиентов приходят к нам за программами страхования загородной недвижимости, поскольку понимают, что коттедж вне городской черты подвержен серьезным рискам и нуждается в защите, – говорит директор дирекции розничного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – Более того, при страховом случае (например, пожаре, затоплении) сумма ущерба для загородного строения будет ощутимой, и для ее компенсации понадобятся крупные финансовые вливания. Чтобы избежать непредвиденных трат и обеспечить защиту загородного жилья, страхователи покупают полисы. Владельцы квартир чаще страхуют свое имущество в рамках кредитных договоров, однако число клиентов, которые приходят к нам полностью на добровольных началах, с каждым годом возрастает. Особой популярностью пользуются краткосрочные полисы страхования, которые можно оформить, например, на период летнего отпуска. Кроме того, востребованы коробочные страховые продукты со стандартными условиями, не требующие осмотра помещения и оценки имущества. Купить такой полис можно всего за несколько минут в офисе страховщика или у агента».

По словам Татьяны Лагутиной, начальника отдела страхования имущества физических лиц в Приморском филиале СК «Росгосстрах», самый востребованный продукт сейчас – это полный пакет рисков. В него входят такие риски, как пожары, взрывы, повреждения водой, не только в результате аварий систем водоснабжения внутри дома, но и наводнения, паводки, обильные осадки, град, сильный ветер, удар молнии, падение деревьев. Каждый год по этим рискам компания выплачивает пострадавшим клиентам деньги. Только по пожарам в прошлом году «Росгосстрах» в Приморье выплатил около 6 млн рублей.

В общем-то, для нашего края защита жилья от пожаров, пожалуй, наиболее актуальна, так как именно пожар чаще других становится причиной потери жилья. Случаются они повсюду на территории Приморья и вне зависимости от времени года. Есть тут и свои факторы риска, например лесные пожары на севере края или палы на полях на юго-западе, которые могут привести к возгоранию домов. Часто возгораются печи, камины. Именно поэтому в сельской местности, в глубинке, по словам Татьяны Лагутиной, жители более охотно страхуют свой дом, чем в городе. Тем не менее пока большого распространения этот вид страхования все же не получил.

«На сегодняшний день у нас застрахована небольшая часть жилья на территории края, – говорит Татьяна Лагутина. – Ежегодный рост количества договоров страхования жилья составляет порядка 20%. Люди начинают понимать, что надеяться им, кроме как на себя, не на кого. Государство иногда помогает, как это было в 2010 году в центральной России. Но в случае индивидуальных пожаров люди, как правило, остаются наедине со своим горем. И кроме страховой компании им действительно никто не поможет. Если это понимание приходит, то и страхование развивается планомерно».

Но как показывает практика, к существенному всплеску страхования не приводят даже пожары. И уж тем более подтопления, паводки, которые периодически случаются в нашем крае. А между тем этой весной, очевидно, стоит опасаться подобных неприятностей. По крайней мере, по прогнозу краевого гидрометцентра, в этом году ожидается самый сильный за последние 10 лет паводок. В горах запасы снега на 40–60% превышают среднегодовые показатели, а водность рек превышает норму в 2–5 раз, сообщает сайт МЧС в Приморье. Но владельцы домов, возможно, рассчитывают на компенсации ущерба. По крайней мере, край выделяет помощь пострадавшим от паводков.

Но практика выплаты компенсаций на самом деле не устраивает чиновников. И как следствие на самом высоком государственном уровне периодически возникают разговоры о необходимости введения обязательного страхования жилья, чтобы избавить бюджет от этих расходов. Особую актуальность эта тема получила после летних наводнений в 2012 году, когда государство выплатило миллиардные компенсации. Тогда даже дошло до поручения чиновникам в правительстве подготовить законопроект об обязательном страховании имущества от стихийных бедствий. Впрочем, эти разговоры вскоре утихли.

«Мы исходим из позиции, что обязательные виды страхования, особенно в секторе имущества, не будут способствовать развитию рынка, поскольку и страховщики, и страхователи будут поставлены в узкие и неудобные рамки, – говорит Виталий Княгиничев. – Более того, реализация именно этого вида страхования в качестве обязательного противоречит действующему законодательству. Необходимо заходить с другой стороны: повышать страховую культуру населения, показывать все возможности и выгоды страхования жилья, предлагать клиентам интересные и выгодные для них программы. Что сейчас и делают игроки рынка. Любой владелец или арендатор недвижимости может прийти в офис страховой компании и выбрать программу, которая будет ему по карману. Однако, пока государство выделяет средства из бюджета после каждой катастрофы, ситуация кардинально не поменяется».

Пока мнения экспертов и специалистов сводятся к тому, что необходимо развивать все-таки добровольное страхование жилья. Одно из предложений заключалось в том, чтобы обусловить материальную помощь государства наличием страхового полиса. Если это предложение будет принято, то владельцы жилья, не купившие страховку, в случае ущерба, причиненного стихией их имуществу, не смогут рассчитывать на компенсацию со стороны государства.

Источник: Золотой Рог, 23.04.13

Автор: Абашева Е.